c 10:00 до 19:00 ПН-ПТ Доставка по Москве и России
Опубликовано 25.10.2014, автор Белый дракон
С начала прошлого века посуду выпускали уже в промышленных масштабах, бережно сохраняя традиции старых мастеров, но война с японцами и суровые времена правления Мао фактически разрушили производство. В наше время упорные китайцы добились полномасштабного восстановления фабрик, правда, коллекционеры утверждают, что прежних высот новодел еще не достиг. Впрочем, простой любитель чая, покупающий посуду для приготовления чудесного напитка, а не только для украшения полок, с удовольствием пользуется современными изделиями. Качество глины по-прежнему остается на высоте, разведанных запасов хватит как минимум на несколько десятков поколений, так что подделок в низком ценовом сегменте можно не опасаться, секрет производства не утрачен – что еще нужно для подтверждения качества?
Основные месторождения сосредоточены в районе озера Тайху. Когда-то в этих фантастически красивых местах с невысокими известняковыми скалами и миниатюрными островами ловили рыбу и охотились, но теперь экосистема из-за бесконтрольного развития промышленности находится на грани уничтожения. Запасам глины, к счастью, это не угрожает: они расположены на достаточной глубине, под толстым «одеялом» из осадочных пород. Сам слой исинской глины достигает в толщину не более метра, сверху обычно залегают менее ценные пласты глины. По составу классическая глина – смесь каолинитов, кварцев и слюды со значительными вкраплениями железа. Точный состав ее, конечно же, предусмотрительные исинцы держат в секрете.
После извлечения на поверхность глину сушат на солнце, потом измельчают до порошкообразного состояния. Когда-то ее смешивали с водой вручную до густой пасты, сейчас используют бетономешалку. Пропорции разведения и источники воды – это второй секрет приготовления сырья для лепки. В окрестностях Исина множество рек и ручьев, естественных и искусственных озер, поэтому определить точное происхождение воды непосвященный не сможет. Потом массу подвергают вакуумной обработке, чтобы удалить пузырьки воздуха.
Хотя глину и называют фиолетовой, при ближайшем рассмотрении оказывается, что посуда из нее получается разноцветной: красно-коричневая, коричнево-фиолетовая, бордовая, синяя, зеленая, черная. Это происходит потому, что исинская глина – термин собирательный, использующийся для обозначения сразу нескольких разновидностей сырья. Zisha, самый распространенный, эталонный вариант, обычно бывает красно-коричневого цвета с явственными проблесками фиолетового. Zhusha, очень яркий, темно-красный из-за повышенного содержания железа сорт, крайне редок и в Европу почти не попадает. Все остальные оттенки получают путем добавления цветных порошков других минералов. Другие красители в производстве не используются.
Объединяет все глины общее свойство: готовые изделия не нужно покрывать глазурью, потому что поры этого дышащего материала слишком малы, чтобы пропускать воду. Такие стенки прекрасно впитывают аромат, поэтому знатоки используют чайники для заваривания только одного вида чая, а в идеале – одного сорта, чтобы не смешивать ноты. Чаще всего чайники из Исина покупают для того, чтобы настаивать красный чай, пуэры и улуны. Слабоферментированные сорта тоже можно заваривать в такой посуде, но в этом случае к температуре воды нужно относиться особенно внимательно. Слишком горячий настой горчит, и этот вкус может навсегда впитаться в стенки.
Ухаживать за исинским чайником несложно. Главное – запомнить, чего не стоит делать ни в коем случае. Нельзя употреблять не только химические моющие средства, но и обыкновенное мыло: запах намертво впитается в керамику и дорогой чайник будет окончательно испорчен. Моют его простой водой, не вытирают, а дают высохнуть на воздухе – вот и весь уход. По хрупкости исинской керамике далеко до фарфора, но все же и с ней стоит обращаться бережно.
Стоимость посуды зависит от времени производства, имени мастера и присутствия элементов ручной работы. Старинные чайники могут стоить несколько тысяч долларов, в обычные магазины поступает керамика начиная от 12-15 долларов. Если вдруг вам предложат коллекционную модель, обязательно обратитесь к эксперту: подделки в высоком ценовой сегменте азиатской керамики встречаются чаще, чем в мире изобразительного искусства. Кроме чайников, на фабриках выпускают пиалы для чайной церемонии, хотя обычно китайцы предпочитают тонкостенный фарфор, миниатюрные скульптуры всевозможных божеств.
Дизайн чайников весьма разнообразен, хотя классика – это круглый сосуд, напоминающий горшок с носиком, – его удобно было брать с собой в дорогу. В XVIII веке пришел черед экзотических форм и декора: с это времени появились разноцветные чайники с надписями, рельефами и рисунками. Обычно они меньше по размерам, чем европейские, ведь содержимого должно хватить на один раз, после чего чай тут же заваривается снова. Дешевые модели штампуются в формах на фабриках, над дорогими колдуют мастера с именем, изготавливая все детали и оформляя чайник только вручную.
Инструменты для китайской чайной церемонии
Китайский Новый год - праздник всей нации
Смола пуэра или высший пилотаж пуэрных чаев
Виды китайского чая или развинчиваем мифы
Пока нет комментариев